Юристу

Верховный Суд РФ устранил правовую неопределенность в вопросе приобретения гражданами охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования

10 ноября

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 17.10.2017 N АПЛ17-325

<Об отмене Решения Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N АКПИ17-343 и признании недействующим подпункта 6.3.1 пункта 6 Изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России, утв. приказом МВД России от 10.10.2013 N 832>

Верховный Суд РФ устранил правовую неопределенность в вопросе приобретения гражданами охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования.

МВД России Приказом от 10 октября 2013 г. N 832 утвердило изменения, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России (далее – Изменения).

Согласно подпункту 6.3.1 пункта 6 Изменений из Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину РФ лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему, утвержденного Приказом МВД России от 26 апреля 2012 г. N 366, исключен подпункт 9.1.1, предусматривавший, что для получения лицензии в целях приобретения спортивного или охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования или экспонирования к заявлению прилагаются: медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией; копии документа о прохождении соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.

По мнению суда первой инстанции, Изменения в оспариваемой части не противоречат Закону об оружии и Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее – Правила), поскольку названные нормативные правовые акты не регулируют вопросы, касающиеся перечня документов, необходимых для выдачи лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом и патронов к нему. В обжалуемом решении указано также, что внесение изменений в Административный регламент от 26 апреля 2012 г. N 366 не может рассматриваться как нарушение права гражданина на занятие коллекционированием оружия.

Верховный Суд РФ указал, что с такими выводами согласиться не может, в частности, по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» были утверждены Правила, глава VIII которых регламентирует вопросы коллекционирования оружия и патронов.

В силу пункта 30 Правил на территории РФ сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов юридическими и физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях осуществляются на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном МВД России.

Такой порядок был установлен Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288. В частности, пункт 26 этой Инструкции (утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 30 декабря 2014 г. N 1149 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России») предусматривал, что гражданин РФ при получении лицензии на приобретение оружия в целях коллекционирования представляет по месту жительства в орган внутренних дел заявление с указанием имеющихся условий обеспечения сохранности оружия и сведений о выданной лицензии на его коллекционирование. В дальнейшем вопрос выдачи лицензии на приобретение оружия в целях коллекционирования был урегулирован в подпункте 9.1.1 Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366.

Согласно пункту 31 Правил коллекцией признается оружие, приобретенное юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретенное с этой же целью гражданином РФ и превышающее количество, установленное статьей 13 Закона об оружии.

Граждане РФ могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Законом об оружии (пункт 38).

Юридическим и физическим лицам запрещается коллекционировать оружие и патроны без получения соответствующей лицензии, коллекционировать виды, типы и модели оружия и патронов, не предусмотренные лицензией на коллекционирование (пункт 41).

Таким образом, из приведенных норм Закона об оружии и Правил видно, что запрета на приобретение (сбор) с целью коллекционирования спортивного или охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом физическими лицами (гражданами Российской Федерации) в них не содержится.

Исключение подпункта 9.1.1 из Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366 с учетом непринятия уполномоченным органом в сфере оборота оружия иных нормативных предписаний, касающихся приобретения охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом в целях коллекционирования, внесло правовую неопределенность в данный вопрос и фактически ограничило право граждан РФ на коллекционирование этого оружия, закрепленное законодателем.

Ссылка в обжалуемом решении на то, что пункт 9 Административного регламента от 26 апреля 2012 г. N 366 устанавливает исчерпывающий перечень документов, который гражданин должен предоставить для получения лицензии на приобретение охотничьего или спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, не может быть признана обоснованной, так как данный пункт не регулирует вопросы, связанные с приобретением указанного оружия в целях коллекционирования.

Предписания названного пункта касаются приобретения огнестрельного оружия для занятия охотой или профессиональной деятельностью, связанной с охотой, для занятия спортом, связанным с использованием огнестрельного оружия.

С учетом изложенного, Верховный Суд РФ признал не действующим со дня принятия настоящего Определения подпункт 6.3.1 пункта 6 изменений, которые вносятся в нормативные правовые акты МВД России, утвержденных Приказом МВД России от 10 октября 2013 г. N 832.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет