Новости компании

Спецоценка условий труда и уплата страховых взносов по дополнительным тарифам с 01.01.2014

10 октября

 

Автор: Брызгалин Аркадий Викторович,

генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

   
 

Соавтор: Аникеева Ольга Евгеньевна,

главный специалист по юридическим вопросам Группы компаний «Налоги и финансовое право»

 

 

 

Пункт 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами – 55 лет.

С 1 января 2013 года работодатели лиц, имеющих право на досрочную пенсию, помимо страховых взносов, рассчитанных в общем порядке, на выплаты в пользу указанных работников обязаны дополнительно начислять взносы в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии по следующим тарифам:

  • в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ): 4% (2013 г.), 6% (2014 г.), 9% (2015 г. и далее);
  • в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, перечисленных в подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (работа с тяжелыми условиями труда, работа в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью и т. д.): 2% (2013 г.), 4% (2014 г.), 6% (2015 г. и далее).

В 2014 г. у работодателей появилась возможность применять дополнительный тариф страхового взноса в зависимости от установленного по результатам спецоценки класса (подкласса) условий труда на конкретном рабочем месте. Соответствующие изменения были внесены, в частности, в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ).

В 2014 году размеры дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, по сути, установлены следующими нормами:

  • ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ: Список № 1 – 6%, Список № 2 – 4%;
  •  
  • ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

Второй нормой установлены иные дополнительные тарифы, зависящие от класса и подкласса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда, которые применяются взамен вышеуказанных дополнительных тарифов (т.е. взамен указанных в ч. 1, 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ).

При этом в п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» указано, что результаты аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.2014 (действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018), учитываются при установлении дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР. Аналогичная норма закреплена в п. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если у организации имеются действительные результаты аттестации рабочих мест, она вправе применять их при установлении дополнительного тарифа страховых взносов без каких-либо исключений и вне зависимости от выявленных классов (подклассов) условий труда.

Вместе с тем, если принимать во внимание разъяснения контролирующих органов (Письма Минтруда РФ от 13.03.2014 № 17-3/В-113, ПФР от 12.02.2014 № НП-30-26/1707), до проведения специальной оценки условий труда в организации может сложиться такая ситуация:

  • профессия работника в Списке 2, условия труда согласно результатам аттестации оптимальные или допустимые, тариф дополнительного взноса в ПФР в 2014 г. – 4% (в 2015 г. – 6%);
  •  
  • профессия работника в Списке 2, условия труда согласно результатам аттестации вредные, подкласс 3.1, тариф дополнительного взноса в ПФР в 2014 г., 2015 г. – 2%.

Как видно, в отношении тех работников, у которых аттестацией подтверждены оптимальные и допустимые условия труда, в некоторых случаях тариф дополнительных взносов в ПФР может оказаться выше, чем у тех, кому аттестацией были установлены вредные условия труда (класс 3, подкласс 3.1.).

При этом следует иметь в виду, что в силу п. 4 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ в случае, если работодатель будет уплачивать страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за такого работника (профессия которого входит в Список 2, однако условия труда результатов аттестации оптимальные и допустимые), периоды занятости на этих рабочих местах будут включаться у него в стаж для льготной пенсии.

Иными словами, если работодатель будет уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам за работника со «списочной» профессией, условия труда которого не признаны аттестацией вредными, у такого работника будет продолжать формироваться право на «льготную» пенсию наравне с теми работниками, которые действительно работают во вредных и опасных условиях труда.

В данной ситуации возможно порекомендовать организации как можно быстрее провести спецоценку условий труда на этих рабочих местах, и уже на ее основании не платить страховые взносы по дополнительным тарифам с выплат работникам с оптимальными и допустимыми условиями труда.

Некоторые работодатели задаются таким вопросом: при наличии действительных результатов аттестации обязаны ли они в 2014 году применять тарифы страховых взносов из ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ-212-ФЗ в зависимости от класса и подкласса условий труда или могут применять тарифы из ч. 1, 2 ст. 58.3 ФЗ 212-ФЗ? То есть вправе ли они выбирать между «старыми» тарифами (6% и 4%) и «новыми» дифференцированными тарифами (от 0 до 8%) по своему усмотрению?

Принимая во внимание ч. 5 ст. 15 ФЗ № 421-ФЗ, полагаем, что в случае если у плательщика имеются актуальные результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, по которым условия труда на рабочих местах работников, занятых на «списочных» работах, признаны вредными и (или) опасными, он обязан уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР в отношении выплат таким работникам в соответствии с ч. 2.1 ФЗ № 212-ФЗ.

Иными словами, права выбора тарифа (ч. 1, 2 или ч. 2.1 ст. 58.3) у работодателя в данном случае нет.

Таким образом, в настоящее время возможны следующие варианты начисления страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам:

1. У организации есть действительные результаты аттестации рабочего места (Списки 1, 2), условия труда вредные и опасные – тарифы дополнительных взносов из ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ.

2. У организации есть действительные результаты аттестации рабочего места (Списки 1, 2), условия труда оптимальные и допустимые – тарифы дополнительных взносов из ч.ч. 1, 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ.

3. У организации нет ни результатов аттестации, ни результатов спецоценки условий труда (Списки 1, 2) – тарифы доп. взносов из ч. 1, 2 ст. 58.3 ФЗ № 212-ФЗ (т. е. 6% или 4% в зависимости от Списков).

4. Вредные и опасные условия труда (например, 3.1, 3.2 и т.д.) выявлены аттестацией (спецоценкой) у работника, профессия (должность) которого не входит в Списки 1, 2, – страховые взносы по дополнительному тарифу в ПФР не платим.

Обращаем внимание организаций на то обстоятельство, что аттестация рабочих мест должна была быть завершена в 2013 году, а в 2014-м может иметь место только спецоценка условий труда. Например, организация в 2013 году начала проводить аттестацию рабочих мест, но до настоящего времени ее не завершила. Что делать?

До 1 января 2014 года для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативами по охране труда проводилась аттестация рабочих мест (абз. 10 ч. 2 ст. 212, ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции).

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).

Таким образом, завершить процедуру аттестации рабочих мест и утвердить ее итоги необходимо было не позднее 31.12.2013. Начиная с 01.01.2014, все документы должны выдаваться уже по специальной оценке условий. Если организация не успела это сделать, то ей следует изменить либо перезаключить договор и провести именно спецоценку.

В Письме от 13.03.2014 № 17-3/В-113 также сделан вывод, что в связи с тем, что в соответствии со статьями 12, 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2014 года введена специальная оценка условий труда с упразднением аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут.

Таким образом, утвержденная после 31.12.2013 аттестация рабочих мест действительной являться не будет, в том числе и для целей уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

Поэтому организации можно порекомендовать завершить свои отношения с аттестующей организацией и проводить уже спецоценку условий труда с той организацией, которая будет вправе ее проводить в соответствии с новым законодательством.

Опубликовано по материалам Журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

https://www.facebook.com/pages/gk.nfp - Группа компаний «Налоги и финансовое право»

https://www.facebook.com/arkady.bryzgalin  – Брызгалин Аркадий Викторович

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22519 документов

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19966 документов

Юристу

Юристу

12975 документов