Новости компании

Актуальные вопросы досудебного урегулирования налоговых споров

08 октября

В сентябре Управление ФНС России по Свердловской области провело горячую линию, посвященную урегулированию налоговых споров в досудебном порядке. На вопросы налогоплательщиков отвечала заместитель начальника отдела досудебного аудита УФНС России по Свердловской области, Коломейцева Ольга Викторовна.

Вопрос. Мы запросили в налоговой инспекции информационное письмо по форме № 26.2-7 о том, что организация применяет упрощенную систему налогообложения. Заявление было подано 30 августа. В Налоговом кодексе (далее – НК РФ) срок выдачи информационного письма не предусмотрен, в инспекции говорят, что подготовят его в 30-дневный срок. Как быть в таком случае?

 

Ответ. Поскольку НК РФ срок для выдачи информационного письма по форме № 26.2-7 не предусмотрен, то применяется общепринятый срок для рассмотрения обращений налогоплательщиков – 30 календарных дней со дня регистрации письменного обращения в инспекции ФНС (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; п. 39 Административного регламента ФНС России, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н).

Вопрос. Мы отправляем в налоговую инспекцию ответ на требование. Ответ отправляем посредством телекоммуникационных каналов связи (далее – ТКС). Сам файл (который отправляем) без подписи руководителя и печати организации в формате .doc, то есть не отсканирован. Некоторые инспекции ФНС просят присылать такие файлы только отсканированными, чтобы было видно подпись и печать. Но поскольку документы передаются посредством ТКС, то используется электронно-цифровая подпись. Правы ли налоговые органы в своих требованиях?

Ответ. Поскольку присваивается электронно-цифровая подпись, то проблем при принятии инспекциями ФНС таких документов возникнуть не должно. Однако, в том случае, когда налоговым органам необходим бумажный вариант вашего ответа, то при его распечатке он будет представлять собой незаверенный вариант вашего ответа, поэтому некоторые инспекции ФНС требуют отсканированный ответ.

Вопрос. Я – индивидуальный предприниматель, нахожусь на ЕНВД (торговля мебелью). В 2011 году у нас была одноразовая сделка по безналичному расчету, основанием для совершения сделки был договор поставки. В конце 2011 года я отчиталась по форме 3-НДФЛ и перечислила налог на доходы физических лиц в размере 13%. В инспекции ФНС мне сказали, что я должна была отчитаться по форме № 4-НФДЛ. Сейчас нам насчитали авансовые платежи, арестовали счет за неуплату авансовых платежей. Обязаны ли мы их платить, если такой деятельности у нас больше не будет?

Ответ. Сложно дать Вам какую-либо рекомендацию, не видя Ваши документы. Возможно, что Ваш договор, который Вы называете договором поставки, был квалифицирован, как другой вид договора.

Для того, чтобы Вам открыли счет, Вы должны исполнить требования инспекции. Мы советуем Вам обратиться к начальнику отдела вашей инспекции ФНС и выяснить ситуацию. Если Вы не согласны с действиями инспекции ФНС, то Вы можете обратиться с жалобой в Управлении ФНС России по Свердловской области (Екатеринбург, Пушкина, 11), в случае, если действия инспекции будут признаны неправомерными, то уплаченная Вами сумма будет Вам возвращена.

Вопрос. Наша организация привлечена к налоговой ответственности по ст. 118 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 рублей за нарушение срока представления в налоговый орган информации об открытии счета в банке. Не согласившись с решением, мы подали жалобу в Управление. Однако инспекция выставила требование об уплате штрафа. Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения самого решения и только тогда может быть выставлено требование об уплате штрафа. Правомерны ли действия инспекции?

Ответ. Инспекции выносят решение по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок по ст. 101 НК РФ, а также в случаях обнаружения фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушений (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122, 123 НК РФ) по ст. 101.4 НК РФ. В Вашем случае решение за нарушение срока сообщения об открытии счета в банке выносится в порядке ст. 101.4 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. В отличие от п. 9 ст. 101 НК РФ, устанавливающего момент вступления в силу решения налогового органа по истечении десяти дней со дня его вручения лицу, в отношении которого было вынесено решение (если не подана апелляционная жалоба), ст. 101.4 НК РФ не указывает момент вступления соответствующих решений в силу.

Иными словами, решение, принятое за нарушение срока сообщения об открытии счета в банке, не обжалуются в апелляционном порядке, следовательно, вступает в силу немедленно, что является основанием для выставления требования об уплате штрафа.

Таким образом, действия инспекции являются обоснованными.

Вопрос. Инспекцией приостановлены операции по счету. Сумма, указанная в решении о приостановлении операций, составляет 15 000 руб. На расчетном счете у нашей фирмы числится 60 000 руб. Инспекция «заморозила» всю сумму по счету. Правильно ли это? Если действия инспекции неправильные, какие действия мы должны предпринять, чтобы нам разблокировали счет?

Ответ. Действия инспекции неправомерные. Расходные операции по «замороженному» счету могут быть приостановлены в пределах суммы, которая указана в решении. Для урегулирования ситуации Вы можете обратиться в инспекцию, в том случае если инспекция не исправит свою ошибку, вы имеете право обратиться с жалобой в Управление, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 11, либо в суд. Обращаем ваше внимание, что для скорого урегулирования ситуации, предпочтительней будет обратиться с жалобой в Управление, поскольку срок рассмотрения жалобы один месяц со дня поступления жалобы, в суде этот срок составляет три месяца.

Вопрос. Нашей организации вручено решение о привлечении к налоговой ответственности, с которым мы не согласились. В решении указано, что срок для подачи апелляционной жалобы составляет 10 дней со дня вручения решения. В связи с тем, что юрист нашей организации находился в командировке, мы не могли правильно составить жалобу. После возвращения юриста оформленная жалоба была направлена в инспекцию. Жалобу у нас приняли, но через некоторое время пришло письмо из инспекции, в котором указано, что срок на подачу апелляционной жалобы пропущен. Можно восстановить срок на обжалование и будет ли рассмотрена наша жалоба?

Ответ. Ваша жалоба будет рассмотрена в любом случае, но срок для подачи апелляционной жалобы не восстанавливается, поскольку является пресекательным в силу п.9 ст. 101, ст. 139 НК РФ. Жалоба будет рассмотрена в обычном порядке, т.е. как на решение, вступившее в законную силу.

Вопрос. У нас в организацию поступает большое количество платежей в мелких суммах (3-5 тыс. руб.) в качестве аванса. Мы производим отгрузку товара через неделю после поступления денег. Должны ли мы сразу выписывать счета-фактуры после поступления аванса, потому что тогда в течение месяца их может быть около тысячи? Раньше я присваивала авансовым счетам-фактурам отдельные номера, но теперь по новым правилам вся нумерация должна быть в хронологическом порядке, как не запутаться?

Ответ. Счет-фактура должен быть выписан обязательно в течение пяти дней.

В случае если вам необходимо отделить авансовые счета-фактуры, для удобства после номера можно проставлять буквенные обозначения. Например, номер счета-фактуры на отгруженные товары — 76, следом за ним выписан счет-фактура на аванс с номером 77/А. Минфин и ФНС против такой нумерации не возражают (Письма Минфина России от 09.02.2012 N 03-07-15/17; ФНС России от 26.01.2012 N ЕД-4-3/1193).

Вопрос. Я индивидуальный предприниматель написал в инспекцию заявление о незаконном решении инспекции, обосновал свою позицию и потребовал отменить незаконное решение. Инспекция согласилась со мной, что они действительно вынесли неправильное решение, но отменить его не могут, поскольку не обладают таким правом и рекомендовали обратиться в Управление с жалобой. Отказ инспекции правомерен?

Ответ. Право отменить незаконное решение инспекции предоставлено только вышестоящему налоговому органу в силу ст. 139 НК РФ или суду ст. 138 НК РФ. Инспекция действительно не в праве отменять свои решения, даже незаконные.

 Вопрос. Я представил в инспекцию налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц, в которой заявил имущественные вычеты в связи с приобретением квартиры. Согласно п. 6, 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление я представил вместе с декларацией, однако, в инспекции мне сказали, что сумма излишне уплаченного налога будет возвращена только после камеральной проверки и в случае, если инспекция подтвердит указанную к возврату сумму в декларации. На каком основании инспекция мне отказывает в возврате налога?

Ответ. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты суммы налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Это действительно так, Вы правы, однако, предусмотренный в ст. 78 НК РФ срок, подлежащий исчислению со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, применяется в том случае, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. Установленный статьей 78 Кодекса срок предоставляется инспекции для выявления наличия либо отсутствия недоимки по иным налогам и сборам и для осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ).

В Вашем случае факт излишней уплаты налога мог быть установлен только в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации.

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Таким образом, срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога, определенный п. 9 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ. Данная позиция изложена в пункте 11 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.05 № 98.

Вопрос. Наша организация провела сверку расчетов по налогам и сборам, по результатам сверки инспекцией составлена справка, с которой мы не согласны. Вправе ли налогоплательщик обжаловать в вышестоящем налоговом органе указанную справку?

Ответ. Такое право налогоплательщик имеет на том основании, что в силу ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, дейст-вия или бездействие нарушают его права.

На основании п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

Справка о состоянии расчетов по налогам (сборам, взносам) должна быть подписана уполномоченным должностным лицом налогового органа, касается конкретного налогоплательщика. В указанном документе содержатся сведения об имеющейся задолженности налогоплательщика. Следовательно, справка о состоянии расчетов является ненормативным актом налогового органа.

 Вопрос. Обязан ли вышестоящий налоговый орган принимать решение в порядке ст. 140 НК РФ по жалобе налогоплательщика на акт, составленный нижестоящим налоговым органом по результатам камеральной налоговой проверки?

Ответ. Вышестоящий налоговый орган, по нашему мнению, не обязан принимать в данном случае решение в порядке ст. 140 НК РФ, поскольку в соответствии с названной статьей по итогам рассмотрения жалобы на ненормативный акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:

- оставить жалобу без удовлетворения;

- отменить акт налогового органа;

- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

- изменить решение или вынести новое решение.

Пленум ВАС РФ в п. 48 Постановления от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что при толковании ст. 137 и 138 НК РФ (право и порядок судебного обжалования актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц) следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в ст. 100, 101.1 (п. 1) НК РФ. Под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.

Обжалуемым актом налогового органа является его решение, а не акт налоговой проверки, который налоговый орган составляет по результатам налоговой проверки в соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, Вы имеете право в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту.

 

Вернуться к списку новостей Вернуться к списку новостей


Центр консультирования

(343) 375-78-78

Почта: ck@consultant-so.ru

Горячая линия

(343) 355-56-76, 317-85-55

Почта: hotline@consultant-so.ru

 

Личный кабинет

Руководителю

Руководителю

22502 документа

Бухгалтеру

Бухгалтеру

19948 документов

Юристу

Юристу

12954 документа